История Антона: нужен личный контроль
Антон живёт с женой и кошкой. Несколько лет назад они купили однушку в новостройке на этапе черновой отделки. В 2019 году начали делать ремонт и привлекли для этого небольшое дизайн-бюро. Передаём слово Антону.
Ожидал функциональности и красоты. Обратился в дизайн-бюро по знакомству, чтобы передать работу профессионалам. Запрос был таким: создать функциональную кухню с зоной отдыха, комфортную спальню и ванную комнату. Мы хотели интерьер в скандинавском стиле, в качестве референсов выбрали картинки из поиска и показали дизайнеру.
Отдельно я заказал авторский надзор на два месяца: дизайнер должен был присутствовать на стройке и следить, чтобы строители делали всё как надо. Ещё дизайнеры посоветовали строительную бригаду из двух прорабов и нескольких работников.
С точки зрения зонирования и внешнего вида у меня не осталось претензий. Нам подобрали визуализацию с шикарной кухней в скандинавском стиле, функциональными зонами — всё как мы хотели. А потом начался ремонт, и всплыли неожиданные нюансы.
Столкнулись с сюрпризом при покупке комплектующих. Первой проблемой оказался выбор материалов и комплектующих. На этапе визуализации всё выглядело красиво, но никто не сказал, что на рендерах квартира оклеена обоями по 15 тысяч рублей за рулон 53 см × 10 м. То же самое произошло с освещением. Пришлось самостоятельно искать аналоги, чтобы не слишком отклониться от изначального проекта и не потратить весь бюджет на декоративные материалы.
Позже оказалось, что при выборе труб и запчастей дизайнеры, наоборот, сэкономили: выбрали недорогие, но ненадёжные варианты. А ведь качество коммуникаций намного важнее, чем красивые обои и светильники.
Обнаружили ошибки в расположении элементов. Дизайнер как будто не вполне понимал, что делал: важные узлы разместили без учёта нашего образа жизни, запросов и даже роста. Например, смеситель для ванны установили на уровне колен — чтобы включить воду, нужно наклоняться. А самим душем было невозможно пользоваться. Его смонтировали слишком низко, и лейка упиралась в голову, стоило залезть в ванну.
То же самое случилось при монтаже тёплого пола. Переключатель для него разместили чуть выше плинтуса. Чтобы включить или выключить обогрев, приходилось даже не наклоняться, а вставать на корточки. А розетку в ванной установили так, что после покупки раковины — её тоже выбирал дизайнер! — розетка оказалась закрыта тумбой. Всё это пришлось исправлять уже на этапе финальной отделки, снимать плитку и переделывать часть ремонта.
Это не единственное наше требование, о котором забыли во время ремонта. Незадолго до проекта я ездил в Японию. Когда дизайнер посоветовал мне гигиенический душ, я предложил более удобное решение: японский унитаз-биде с мытьём и сушкой. Я предупредил: такую технику нужно подключать к электросети. Это учли в проекте — заложили розетку, подсоединили электрику.
При установке посудомоечной машины оказалось, что в нужном месте нет розетки. Строители были не при чём: розетку забыли указать в самом проекте. Стена уже была заложена плиткой, пришлось разбирать её и проводить электричество. К счастью, эти затраты нам компенсировало дизайн-бюро.
Что я могу сказать по итогам ремонта. Проблема дизайнеров в том, что они могут нарисовать красивую картинку по твоим пожеланиям, но обращают мало внимания на техническую часть. А ведь это главная головная боль при ремонте. Если человек заказывает дизайн-проект — он наверняка не хочет заниматься всем сам, а по итогу всё равно приходится всё контролировать.
Выводы из этой истории я могу сделать такие:
Нужен личный контроль. У нас был авторский надзор, дизайнер присутствовал на площадке и следил за строителями, но это не спасло от необходимости переделывать недочёты. Я по ошибке рассчитывал, что профессионалы окажутся компетентнее меня, и верил им. Оказалось, за ними тоже нужно перепроверять.
Знакомства ничего не гарантируют. Многие говорят, что, если нанять дизайнера по знакомству, результат будет лучше. Мой опыт показал, что это не так. Повезло, что дизайнер оказался адекватным и согласился компенсировать убытки, которые я понёс из-за его ошибок.
В первую очередь нужно спрашивать дизайнеров об инженерной части. Красивую картинку могут нарисовать все. Грамотно продумать коммуникации, ничего не забыть и сделать интерьер функциональным — куда более сложная и важная задача.
Важно уделить внимание коммуникациям. Заказчик обязательно должен просмотреть дизайн-проект: убедиться, что все розетки, выходы труб, краны и светильники не забыты и расположены там, где планировали. Ещё стоит сразу задать дизайнеру вопросы: как будет проводиться разводка электрики и сантехники, какие материалы будут использоваться, где пройдут провода.
Я понимаю, что мне ещё повезло. Дизайнеры оказались понимающими, мы разошлись без претензий, мне возместили ущерб — знаю ситуации, когда результат оказывался куда хуже. На будущее могу сказать, что выбирать специалистов нужно внимательно и перепроверять за ними каждую мелочь. А если дизайнер не задаёт вопросы и продумывает проект без учёта образа жизни и бюджета клиента, то с таким лучше вообще не работать.
Сроки и суммы. На подготовку проекта ушло 3 месяца. Ещё 7–8 месяцев длились сами ремонтные работы.
- На ремонт с учётом мебели, материалов и стоимости работ в квартире площадью 42 кв. м ушло около 3 млн рублей — в 2019 году.
- Проект стоил 80 тысяч рублей, за 2 месяца авторского надзора мы заплатили ещё 40 тысяч. Итого на услуги дизайнера ушло 120 тысяч рублей.
Я доволен ремонтом где-то на 70%. А самое важное — получил бесценный опыт и знаю, на что обращать внимание в будущем. Сейчас строится моя вторая квартира. Я уже выбрал компанию, которая ответственно подходит к инженерной части: даже по её роликам на YouTube видно, что таких ошибок они не допустят.
История Паши: дизайн под ключ с ремонтом и перепланировкой
Паша живёт один и работает из дома — ему важно, чтобы в квартире было функциональное рабочее место и зоны отдыха. Ещё ему нужно пространство для хранения габаритных предметов вроде сноуборда и место, чтобы разместить гаджеты и телевизор. Его квартира — двушка в новостройке с отделкой white box. Передаём Паше слово: как он организовал ремонт и что у него получилось.
Хотел минимально участвовать в процессе. Раньше я работал в IT-отделе сервиса, который помогал с ремонтом. Когда мне самому понадобилось отремонтировать квартиру, я обратился к коллегам. Мне дали контакты компании, которая делает ремонт под ключ — от дизайн-проекта до реализации.
Я сразу рассказал дизайнерам о своих запросах. Мне не нужен умный дом, но из-за работы в IT у меня много гаджетов — например, есть дополнительные мониторы. Всё это позже учли при планировке коммуникаций и размещении розеток, особенно в области рабочего места.
Мне хотелось сделать перепланировку, чтобы в квартире были кухня-гостиная, зал и спальня. Конкретного видения будущего ремонта не было, но были сохранённые референсы интерьеров в современном стиле. Ещё я хотел, чтобы дизайнер привнёс в проект своё авторское видение — а я бы только вносил коррективы, если понадобится.
В услугу компании входил авторский надзор, но без постоянных визитов. Дизайнеры приезжали трижды на разных этапах ремонта: перепланировки, монтажа электрики и финальной отделки.
Остался доволен проектом и визуализацией. Визуализацию реализовали довольно быстро. Я вносил корректировки по наполнению, но в целом проект согласовали без проблем. Хотя, кажется, я немного утомил дизайнера: постоянно вносил правки, потому что мне не нравилась форма светильника или другая мелкая деталь.
На связи постоянно был менеджер и предлагал довольно много вариантов — здесь претензий нет. Когда мне дали просмотреть финальный план, я не заметил недочётов. Но они были и всплыли уже на этапе строительства.
Вложил в ремонт больше, чем планировал. Я заметил, что в отношении бюджета дизайнеры как будто склонны забывать об изначальных договорённостях с клиентом. Они выбирают то, что кажется им красивым и подходящим, но не учитывают сумму, которую назвал клиент перед началом работ. Да и с расчётом этой суммы были проблемы: когда я заполнял ТЗ, меня спрашивали, сколько я готов потратить на сантехнику, электрику, разводку. А я не мог ответить — я ведь не знал, что сколько стоит. Мне пыталась помочь менеджер, но, кажется, и она была не до конца в курсе. Возможно, это зависит от опыта.
В итоге по ходу работ бюджет вышел далеко за рамки запланированного. Мне говорили: «В смете указана такая-то сумма, но сейчас нам нужно увеличить её на столько-то процентов». Это повторялось не один раз, и сейчас мне кажется, что дизайнер немного потерял связь с изначальными суммами. Может быть, ему хотелось реализовать свои задумки, и потому он выбирал более дорогие материалы.
Не обошлось без ошибок. Проблемы начались на этапе коммуникаций. Оказалось, дизайнеры неправильно предусмотрели слаботочный щиток: электрик сказал, что реализовать его таким образом невозможно. Позже мне пришлось вносить корректировки и исправлять реализацию щитка в другом месте.
Второй момент обнаружился совсем недавно. На этапе чистовой отделки, когда строители работали со стенами, я заметил, что из стены не идут выводы под тёплый пол. Спросил об этом прораба — он сказал, что всё делает по плану.
Мы пересмотрели план, и оказалось, что выводы под тёплый пол там указать забыли. После этого мы переговорили с дизайнером, и сейчас компания исправляет ситуацию.
С кухней тоже не всё прошло гладко. Чтобы вытяжка и приточная вентиляция работали как надо, дизайнер предложила перенести вывод вентиляционной шахты на стену. Она убеждала, что так можно. Полтора месяца назад оказалось, что это плохое решение, в итоге я сам предложил вместо этого сделать Т-образное разветвление с помощью венткоробов. Одновременно со мной к такому же решению пришёл прораб.
В целом технической частью я скорее доволен, но вопросы к дизайнеру остались. Может, ему не хватило опыта. А может, причина в чём-то ещё.
Что я могу сказать по итогам. Квартира ещё ремонтируется, поэтому говорить об окончательных итогах рано. Для себя я уже сделал несколько выводов:
Сарафанное радио играет роль. Выбирать подрядчика стоит по отзывам и рекомендациям знакомых. Если видишь, что кому-то уже помогли и тот остался доволен, — понимаешь, какого результата ждать. Ещё полезно смотреть кейсы, причём не просто визуализации, а фотографии готовых интерьеров.
Многое зависит не от бюро, а от человека. Может быть такое, что в одном бюро работают люди с разными видениями. Можно прийти туда за конкретным подходом, а в итоге непосредственно заниматься дизайн-проектом будет другой человек — у него всё иначе. Поэтому ориентироваться лучше на конкретных специалистов, а не на компанию.
Хороший дизайнер задаёт вопросы. Клиент не так знаком с процессом ремонта, как дизайнер, и не может учесть всё. Поэтому грамотный специалист всегда будет уточнять детали, о которых клиент без него даже не задумается. Лично мне ещё на этапе заполнения ТЗ предложили полезные решения: например, установить систему защиты от протечек.
Если я снова буду делать ремонт, рассмотрю несколько дизайн-студий и фрилансеров, поговорю со всеми, чтобы выбрать лучшего. Сейчас я особенно не выбирал. Мне понравилось общаться с менеджером и дизайнером, поэтому у меня не было желания искать дальше. В будущем стоит уделять больше внимания кейсам и отзывам клиентов. И помнить, что сколько бы я ни вложил — всё равно придётся погружаться в процессы.
Сроки и суммы. Проект готовили около 1,5 месяца. Ремонт ещё не завершён — уже готовы перепланировка и электрика, разводка сантехники. Сейчас монтируют пол и понемногу переходят к финальной отделке.
- Изначальный бюджет — 4 млн рублей на квартиру в 56 кв. м с кухней и сантехникой. Мебель я планировал купить сам позже. Сколько уйдёт на ремонт фактически, я не знаю, но уже давно вышел за запланированные рамки.
- Стоимость проекта под ключ — 200 тысяч рублей. Авторский надзор уже входил в эту сумму.
Взгляд со стороны: комментарий эксперта
Оба героя статьи столкнулись с одними и теми же проблемами: слишком дорогие материалы и комплектующие, о которых узнаёшь в последний момент, ошибки в инженерных системах и забытые элементы на плане. Мы спросили об этом Елизавету Скрябикову, опытного дизайнера и основателя дизайн-бюро Level Design. На счету Елизаветы — более 60 реализованных объектов и 7 международных проектов, а её главный принцип — создавать комфортные и «умные» пространства, где будет приятно жить. Вот что говорит Елизавета по поводу описанных ситуаций.
Точность сметы зависит от опыта дизайнера. Сколько понадобится заплатить за ремонт — это самый больной вопрос для клиентов дизайнера. Я считаю, лучше потратить больше времени на обсуждение в начале работ, чем потом долго объяснять, что сколько стоит. Часто бывает, что клиент видит красивую картинку на фото и говорит: «Хочу вот так». Студия с маленьким опытом не сможет сразу ответить, сколько это будет стоить. Она в принципе может узнать о ценах только после того, как проект закончат и отправят подрядчикам. Другое дело — опытные студии. Они уже представляют, во сколько обходятся те или иные запросы.
Качество комплектующих — ответственность дизайнера. При подборе мебели, материалов и запчастей дизайнер часто выбирает их по верхней границе заложенного бюджета. Клиенту может казаться, что дешёвый светильник с маркетплейса и дорогое освещение от студии света ничем не различаются, но фактически, если после установки появятся проблемы, ответственным будет дизайнер. Поэтому специалисты делают выбор в пользу более дорогих и более качественных предметов.
Честная коммуникация важнее всего. Главная задача дизайнера — сделать не красивую картинку, а удобное пространство, в котором будет комфортно клиенту и его семье. Поэтому заказчику стоит быть честным: рассказывать о своих привычках, хобби, ограничениях по бюджету, даже разногласиях с близкими.
Лучше идти в бюро, где у каждого своя специализация. Я искренне советую обращаться именно в бюро — не к отдельному дизайнеру-универсалу. Один специалист не сможет быть одинаково хорошим проектировщиком, сметчиком и инженером. Поэтому в маленьких компаниях и у частных дизайнеров нередко случаются ошибки вроде тех, что описаны в историях выше. В полноценных профессиональных бюро специалистов всегда несколько:
- проектировщик — выпускник строительного или проектировочного факультета, который профессионально занимается чертежами и знает все тонкости;
- дизайнер — человек, который работает с удобством, функциональностью зон и внешним видом интерьера;
- сметчик — специалист, который разбирается в ценах, умеет работать с таблицами и точно закладывать будущие расходы;
- ответственный за закупки — человек, который подбирает материалы под бюджет и договаривается с подрядчиками;
- ответственный за строительство — специалист, который следит, чтобы реализация проекта соответствовала изначальной задумке.
Опционально в компании могут быть и другие специалисты, но суть в том, что каждый занимается своим делом. Поэтому и итоговый результат получается лучше — а клиенту меньше приходится делать самому.
Краткие выводы
- Строительство с дизайнером не гарантирует качества самого ремонта. Дизайнер не контролирует работу ремонтной бригады, поэтому не может нести ответственность за её ошибки. Нужно внимательно подходить к выбору подрядчика — и дизайн-студии, и строительной компании.
- Даже с дизайнером заказчик должен участвовать в процессе самостоятельно. По ходу работ стоит отслеживать, не допущены ли где-то ошибки. Лучше внимательно перепроверять дизайн-проект и план: все ли элементы на месте, не перекрывается ли одно другим и так далее.
- Нужно быть готовым, что, если ремонт затянется, его итоговая стоимость окажется выше запланированной: материалы дорожают со временем.
- Выбирать лучше бюро, где у каждого специалиста своя роль. Так ниже риск ошибок и недочётов в работе, чем при сотрудничестве с «универсальным» специалистом.
- Хороший способ проверить опыт дизайнера в реальном строительстве — показать референсы и спросить о примерной стоимости такого ремонта. Опытный специалист сможет ответить на этот вопрос, а возможно, даже посоветует альтернативные варианты под заданный бюджет.