Что такое счётчики и зачем они нужны
Счётчик — это прибор, который фиксирует расход воды, газа, электроэнергии и отопления. Его ещё называют ИПУ, или индивидуальный прибор учёта.
С помощью счётчиков поставщик ресурсов понимает, сколько жильцы той или иной квартиры потратили за месяц и сколько должны заплатить за коммунальные услуги.
Счётчики используют по нескольким причинам:
- они помогают поставщику подсчитывать объём потребления ресурсов;
- с их помощью жильцы могут платить только за то, что потратили фактически;
- если где-то случится утечка, это можно будет обнаружить по изменившимся показаниям.
Есть квартиры, где счётчики не установлены. В этом случае объём потребления ресурсов рассчитывают как средний по дому или с помощью норматива. Обычно это получается дороже, чем фактически потратили жильцы. А если в квартире прописано несколько человек, а живёт один, переплата получается особенно внушительной. Ведь при расчёте учитывают количество зарегистрированных в квартире людей. Поэтому лучше один раз потратиться на установку прибора.
Как проверить счётчики при покупке квартиры и как установить прибор, если его ещё нет, — рассказали в этой статье.
Как снять показания счётчиков
Показания счётчика — это цифры, которые изображены на его экране в определённый момент. Они меняются по мере расхода ресурса, поэтому всегда записывайте дату, когда снимали данные. Обычно нужны только цифры до запятой или точки — то, что находится после них, в показания не входит.
Чтобы снять показания, нужно записать или сфотографировать значения цифр. Приборы можно найти:
- для холодной воды — на трубе, подающей холодную воду, обычно в ванной или на кухне;
- для горячей воды — на трубе, подающей горячую воду, обычно также в ванной комнате;
- для электричества — в электрощите, который находится в квартире или в подъезде;
- для газа — на трубе рядом с устройством, использующим этот газ, например, с плитой.
Снимать и передавать показания желательно в рекомендуемые сроки — обычно это с 15-го по 25-е число каждого месяца. Но у разных компаний могут быть свои правила и временные рамки — их могут указать в платёжном документе, на информационной доске в подъезде или на сайте организации.
Существуют «умные» счётчики, которые сами снимают и передают показания в снабжающую компанию. Если у вас установлен такой прибор, ничего делать самостоятельно не понадобится. Но сейчас такие счётчики стоят только в некоторых домах — например, в Санкт-Петербурге ими оснащено шесть тысяч зданий.
Куда передавать показания
Обычно поставщики у разных ресурсов различаются. Например, за холодную воду отвечает водоканал, а за горячую — теплоэнергетическая компания. Но это не обязательно значит, что во все компании нужно обращаться по отдельности: подать показания счётчиков можно несколькими способами.
Через управляющую компанию. Можно ли так сделать, зависит от особенностей договора между ресурсоснабжающей организацией и конкретным домом. Иногда УК сама заведует поставками, в таком случае платёжки жильцам приходят от её имени. Человеку достаточно передать ей данные — например, через сайт или приложение компании.
Некоторые УК и ТСЖ принимают показания приборов учёта лично. В доме или в офисе организации есть специальный ящик, куда можно положить бланк с показаниями. Но сейчас этот способ используют всё реже и не во всех регионах — он считается устаревшим.
Через расчётный центр. Расчётные центры, или ЕИРЦ, — это организации, которые контролируют платежи по коммунальным услугам. Часто платёжные документы приходят от их имени. У каждого региона — свой ЕИРЦ, и у многих из них есть официальные сайты. Чтобы передавать показания таким способом, нужно зарегистрироваться и создать личный кабинет. Для этого могут понадобиться:
- Ф. И. О. жильца;
- адрес квартиры, за которую он платит;
- номер лицевого счёта для коммунальных платежей.
Некоторые расчётные центры позволяют передать показания счётчиков без регистрации, но это зависит от конкретной компании. А у некоторых есть больше одного способа передачи, среди которых могут быть приложение или офис компании.
Через ГИС ЖКХ. Это система, которая объединяет информацию по оплате коммунальных услуг. Доступ к ней можно получить через сайт или приложение «Госуслуги.Дом». Чтобы передать показания счётчиков, пользователи авторизуются через Госуслуги. Можно прислать показания любого из приборов, но только в период с 23-го по 25-е число каждого месяца.
Через банк, почту или терминал оплаты. Практически везде, где есть возможность оплатить ЖКХ, можно также передать показания счётчиков:
- через банкоматы и терминалы платёжных систем;
- через мобильное приложение банка или почты;
- в отделениях банка или почты: можно отдать оператору бланк с показаниями или положить его в специальный контейнер.
Непосредственно поставщику. Если у дома прямой договор с поставщиком коммунальных услуг и нет УК, можно обратиться к ресурсоснабжающей компании напрямую. Например, связаться с водоканалом или компанией энергосбыта. Сделать это можно несколькими способами:
- обратиться через сайт компании — например, все водоканалы обязаны иметь собственный сайт, куда можно передать показания;
- позвонить — в платёжных документах и на сайте обычно написаны контактные номера телефонов снабжающей организации;
- отправить СМС — некоторые поставщики принимают сведения о счётчиках так. Лучше уточнить заранее, можно ли это сделать в вашем городе. Такая возможность точно есть в Москве, Новосибирске и Калининграде;
- отправить сообщение в соцсетях или мессенджерах — некоторые снабжающие организации принимают показания таким способом.
Что будет, если не передать показания
Если один раз не прислать показания счётчиков в срок, ничего страшного не произойдёт. Только оплату коммунальных услуг за следующий месяц рассчитают иначе — обычно используют один из двух способов:
- по среднему расходу ресурса за прошлые периоды;
- по тарифу, который рассчитывает стоимость согласно количеству прописанных жильцов.
Обычно в первые три месяца тариф рассчитывают по среднему расходу. А если по истечении этого срока человек так и не начинает передавать показания, оплату ЖКУ начинают начислять по нормативу. Кроме того, если не передавать показания дольше трёх месяцев, компания может установить повышающий коэффициент: коммунальные платежи увеличатся в 1,5 раза.
Но серьёзнее всего последствия будут, если вовсе не платить за коммунальные услуги: поставщик может обратиться в суд и отказать жильцам в предоставлении услуг.
Если у вас по какой-то причине не получается снять показания, обратитесь в управляющую компанию или ТСЖ. Например, в случае поломки счётчика компания составит акт о неисправности, передаст информацию об этом и займётся заменой или починкой. А если счётчик показывает некорректные значения, можете потребовать перерасчёт платежей, чтобы не платить больше фактического объёма.
Краткие выводы
- Счётчики показывают, сколько воды, газа и электричества вы потратили за какой-то период. Информацию с них нужно передавать в управляющую компанию или поставщику услуг.
- Снять показания счётчиков — значит записать или сфотографировать цифры на экране прибора за конкретную дату. Рекомендуется делать это в период с 15-го по 25-е число каждого месяца.
- Показания можно отправить через сайт поставщика услуги или УК, с помощью банка, почты или платёжного терминала, через ГИС ЖКХ или расчётный центр. Некоторые компании принимают бланки с показаниями лично.
- Если не снять показания, оплату за период начислят не по фактически потраченным ресурсам, а по нормативу или среднему расходу. Это менее выгодно, а если не отправлять показания больше трёх месяцев — компания может установить повышающий коэффициент.