Как зарегистрировать право собственности
Чтобы отправить заявку, понадобятся аккаунт на Госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Аккаунт нужен, чтобы зайти в личный кабинет на сайте Росреестра, а подпись — чтобы операция получила юридическую силу. Получить УКЭП можно через Кадастровую палату: для этого надо зарегистрироваться на сайте удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты, подать запрос, чтобы выпустили сертификат электронной подписи, и оплатить услугу. После этого необходимо лично прийти в филиал Кадастровой палаты в регионе с документами (паспортом, СНИЛС) и забрать сертификат. Можно оформить УКЭП и через удостоверяющие центры, с которыми сотрудничает Росреестр. Для этого понадобится приехать в офис и передать документы, заплатить за оформление и через несколько дней получить сертификат. Разные компании предлагают свои способы упростить процедуру, например можно, чтобы курьер привез сертификат подписи на дом, но в целом процессы похожи.
Когда пользователь выбирает услугу регистрации, он попадает на страницу, где нужно ввести логин и пароль от аккаунта на Госуслугах. Затем открывается окно кадастрового учета и регистрации прав собственности со списком услуг, а дальше подтягивается анкета для заполнения данных.
В некоторых формулировках можно запутаться. Поэтому на сайте Росреестра работает бот: он помогает разобраться, какие документы нужны, как заполнять поля и сколько стоит услуга.
Чтобы активировать бота, нужно последовательно нажимать на варианты ответов. Например, он может спросить, какую собственность надо зарегистрировать, на основе какой операции — покупка жилья, наследование, ипотека — это нужно сделать, или поинтересоваться о правах предыдущего собственника.
На основе этих ответов бот выдаст результат, который можно посмотреть по ссылке или в текстовом документе. Вот как он выглядит.
Задавать боту дополнительные вопросы бессмысленно: это всё-таки не оператор. На команды и вопросы он не реагирует и просит использовать диалоговое меню.
После того как документы собраны, можно заполнять заявку. Первым делом необходимо указать сведения о собственнике имущества либо его представителе, но его полномочия нужно лично оформить у нотариуса. Представителем может быть:
физическое лицо;
юридическое лицо, ИП;
субъект публичного права;
орган государственной власти;
иностранное юрлицо.
Чтобы подтвердить полномочия представителя, при подаче заявления нужно загрузить документ: доверенность, свидетельство об усыновлении, решение суда или, например, договор коммерческого представительства.
Если пользователь заполняет заявку как собственник, то в форму автоматически подтянутся его сведения с Госуслуг: имя, паспортные данные, гражданство, СНИЛС и контактные данные — телефон и почта. Затем нужно вписать информацию об объекте: адрес, кадастровый номер, вид (земельный участок, машино-место, помещение).
После этого нужно прописать вид права: ранее возникшее или переходящее.
Ранее возникшее — это право, которое было зарегистрировано до 31 января 1998 года. Например, если человек зарегистрировал право собственности на квартиру в 1996 году, то новый реестр тогда еще не действовал. Получается, сейчас по документам недвижимость оформлена на него, а записи об этом в Росреестре нет. Такой объект в случае его продажи или при других сделках нужно регистрировать по новому законодательству. В 2014 году к ранее возникшему праву добавились объекты, которые расположены в Крыму и Севастополе. То есть всю недвижимость, которая оказалась в собственности до того, как республика была присоединена к России, тоже необходимо перерегистрировать, если будет меняться ее собственник.
Все остальные случаи — продажа, передача по наследству, дарение — считаются переходом права.
После этого можно подгружать документы:
копии паспорта;
квитанции;
учредительные документы для юрлица;
межевой план;
документы, которые подтверждают право на льготу;
описание объекта;
другие документы, которые понадобятся для регистрации права собственности.
За регистрацию права собственности придется заплатить: для физических лиц услуга стоит 2000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Но если оплачивать онлайн через Госуслуги, будет скидка 30% для физических лиц.
После подачи заявления в личном кабинете Росреестра появится статус «Оплатить». Чтобы это сделать, нужно скачать прикрепленную квитанцию и перевести деньги, при этом загружать оплаченный чек никуда не нужно: статус заявления изменится автоматически. Сколько времени уйдет на процедуру, зависит от вида регистрации собственности: например, оформление квартиры по договору купли-продажи займет семь рабочих дней.
Ускорить процесс можно через банк. Если покупатель оформляет сделку купли-продажи в банке, ему не придется регистрировать квартиру самому: в банке соберут необходимые документы и подадут их в Росреестр.
Оформить электронную сделку также можно в Метре квадратном, подробная информация об этом — на странице онлайн-покупки.
Список использованных источников
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023). Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости. // СПС КонсультантПлюс.